8 марта — международный женский день. Эта дата отмечается с 1910 г., и была принята на Второй Международной конференции социалисток в Копенгагене в рамках конгресса второго интернационала. Праздновать эту дату предложила известная социалистка Клара Цеткин. До этого, в США существовал Национальный женский день в память о забастовке работниц текстильной промышленности в 1908 в Нью-Йорке. В России и странах постсоветского пространства, к сожалению, сложилась традиция отмечать так называемый «день весны, красоты и женственности», забывая о революционной сути праздника. Эта тенденция началась еще в СССР в 1966 г. и продолжается по сей день. С развитием Интернета в 2010-е, однако, становятся популярными женские феминистические группы, которые призывают вернуть празднику изначальный смысл. Появляются локальные феминистические мероприятия. Рассмотрим одно из них.
В Казани 9 марта 2024 г. пройдет феминистский фестиваль «Вместе». Это мероприятие легально и проходит в одном из баров в центре города. В программе 2 части: лекторий и неформальная вечеринка. Анонс лекций таков: лекция на тему женского творчества в Чувашии, лекция о кино, созданном женщинами, психологическая лекция о самооценке от кураторки группы для женщин, столкнувшихся с сексуализированным насилием, и лекция о формировании комфортных и безопасных городских пространств. Первые две лекции имеют развлекательный и познавательный характер. Оставшиеся лекции посвящены реальным проблемам женщин, но неразрешимым в условиях капиталистической экономики. Так, создание комфортной городской среды для женщин с детьми и маломобильных граждан возможно лишь при участии самих граждан. Комфортная городская среда при капитализме возможна, но только за деньги приобретателей, и недоступна для большинства населения.
Одна из активисток Фем Кызлар (организаторок фестиваля) поучаствовала в подкасте, на котором обсуждаются проблемы регионального феминизма и национальной идентичности. Несмотря на заявленную антикапиталистическую направленность подкаста, классовый анализ в нем практически не используется, только один раз было упомянуто противостояние города и деревни в рамках жизни и быта сельских женщин и тяжести их жизни. С падением колхозов население сел и деревень лишилось экономической опоры в виде коллективного хозяйства, и женщины стали сильнее эксплуатироваться, так как индивидуальное хозяйство стало личным делом каждого. Также обсуждалась деградация национальных культур и языков коренных народов России, и что национальные языки вымирают и замещаются русским. Это происходит также из-за разрушения колхозов и деградации села как очагов национальной культуры. Оставшаяся без перспектив на будущее, молодежь стремится покинуть село, отправляется на учебу в крупные города, и перенимает преобладающий язык. В России доминирует крупная буржуазия, когда как национальная подчинена, что не дает развитию национального самосознания. Капиталисты у власти не заинтересованы в развитии сел, а усилия национальной интеллигенции без экономической базы в виде процветающей и населенной деревни пусты и бессмысленны.
Проблемы, обсуждаемые на локальных феминистических мероприятиях носят надстроечный характер и не обсуждают текущее положение дел. Сейчас в России из-за войны происходит завинчивание цензурных гаек, и после покушения на Владлена Татарского в 2023 году феминизм могли признать экстремистской идеологией. 30 ноября 2023 г. использование феминитивов было запрещено якобы из-за их связи с «движением ЛГБТ» (не существует, как единая организация, но признано экстремистским), но при этом под запрет не попадают исторически сложившиеся феминитивы: учительница, студентка. Данная шумиха вокруг феминизма с одной стороны, отвлекает народные массы от реальных проблем и новых антинародных законов, а с другой, обесценивает высказывания революционных женщин по поводу действительно важных вопросов: фактическая декриминализация семейного насилия в России, законопроект о выведении абортов из перечня услуг частных клиник, бесконечные призывы рожать в рамках консервативной и религиозной пропаганды, и одновременно с этим, падение уровня жизни и закредитованность населения.
Скорее всего, именно по этим причинам либеральные феминистки не обсуждают действительно актуальные темы, так как боятся арестов со стороны властей. Но, в феминизме также есть и борьба с надстройкой, оставаясь на капиталистическом базисе. Изначально, феминистки боролись не за уничтожение причины угнетения женщин а за реформы в рамках капиталистического общества. Без понимания причин проблем эта борьба остается во многом наивной и слепой, именно поэтому идет упор на надстройку, на форму а не на содержание. По-настоящему эффективные решения в рамках «женского вопроса» способен предложить только марксизм и борьба в рамках женского рабочего движения, который предлагает массовое включение женщин в политику.
С.Б.