Новости о спонтанных народных протестах в Башкирии, начавшихся 15го января, быстро прогремели по всей стране. В протестах участвовали от 5 до 10 тыс. человек, придавая им огромную политическую важность и делая их самыми массовыми с начала войны. Мы считаем очень важным провести анализ данных протестов, поскольку нечестная пропаганда с разных сторон — в первую очередь со стороны государства — мешает формированию правильного понимания этих событий.
Вкратце об основных событиях
Почвой для протестов послужил судебный процесс над лидером башкирского националистического движения Фаилем Алсыновым, который изначально обвинялся по делу о «ненависти на межнациональной почве». Это обвинение связано с активизмом Алсынова: он состоял в националистических организациях «Кук-Буре» и «Башкорт», обе из которых были объявлены экстремистскими во время своего существования. Вопреки обвинению, основная идеология этих двух организаций — либерализм. Именно либеральный оппозиционный активизм, использующий тактики собраний и митингов, привел к помещению Алсынова на «лист». В своей речи 28 апреля 2023 г., когда он принимал участие в сходе против незаконной золотодобычи, Алсынов негативно высказывался об СВО и призывал башкирский народ не участвовать в войне, говоря, что пока башкиры воюют в Украине, в Башкортостане отбирают их земли. Основная официальная причина составления дела против Алсынова заключалась в его использовании словосочетания «кара халык» в следующем контексте:
«Армяне уедут на свою родину, «кара халык» — к себе, русские — в свою Рязань, татары — в свой Татарстан». «Мы не сможем переселиться, у нас нет другого дома, наш дом тут!»
Словосочетание дословно переводится как «черный народ», однако часто используется для обозначения простого народа без шовинистического подтекста. Хоть дело на него было открыто еще летом, высказывание позволило реакционному суду интерпретировать его как имеющее негативное содержание по отношению к различным национальностям Средней Азии и привлечь его к ответственности.
15 января, в ожидании приговора над Алсыновым, около здания суда спонтанно собралась толпа из нескольких тысяч человек. Толпа кричала слоганы «Свободу!» и «Без кара халык!» (в дословном переводе «Мы — чёрный люд!») в поддержку Алсынова. В ответ на спонтанное собрание, с целью подготовки достаточного «ответа» протестам, было принято решение перенести дату приговора на 17ое число.
В течение следующих дней были предприняты общие меры против протестов, в том числе допросы ФСБ людей, состоящих в националистических кругах. 16 января Алсынов был добавлен Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов. Но эти попытки морально повлиять на протест не удались: в следующие дни народом были созданы и распространены групповые чаты в Whatsapp и Telegram, которые призывали к участию в протесте 17го числа у здания суда.
17го января собралась еще большая толпа чем два дня назад. Несмотря на присутствие детей и пожилых, протест был сильно репрессирован. В ответ на «огонь» снегом, силовики били людей дубинками. Были применены дымовые и слезоточивые шашки. Как минимум пара десятков человек были арестованы. Несколько десяток человек обратились за медицинской помощью. Один человек получил травму головы. Также, согласно Алсынову, 17го января в протесте участвовали провокаторы, которые «подталкивали людей на противозаконные действия, в том числе оказывать сопротивление полиции, ворваться в здание суда», причем Алсынов призвал сторонников действовать исключительно в рамках закона. Также были использованы дезинформационные тактики: в толпе прозвучали крики о том, что якобы «Радия Хабирова отправили в отставку!»
Алсынов был приговорен максимально жестко и больше минимального требования — на 4 года колонии общего режима. Позже, после того, как в результате переговоров с протестующими автозак с Алсыновым все же смог покинуть территорию суда, в адрес Алсынова были заведены уголовные дела сразу по двум статьям: массовые беспорядки и применение насилия в отношении представителя власти. Алсынов собирается обжаловать свой приговор и оспорить обвинения.
Помимо репрессий в связи с протестами были заблокированы многие Telegram каналы, а также была замедлена работа мессенджера Whatsapp, в том числе в соседних регионах. В течение следующих недель несколько раз состоялись менее массовые акции в поддержку Алсынова под пристальным надзором большого количества силовиков, в том числе акция в Уфе 19 января, собравшая порядка пары сотен человек.
Политическая сущность протестов
Главная задача политики — ответить на вопрос «кто враг, а кто друг?» С целью ответить на него рассмотрим сначала, как отзывается о данных протестах различная пропаганда. С одной стороны региональные власти, в частности глава Башкирии Радий Хабиров, заявили в своих Telegram каналах, что протесты были организованны из-за границы с целью дестабилизировать народы республики. В один голос с ними буржуазные государственные и негосударственные СМИ, в попытках поддержать и оправдать приговор Алсынова, приписывают протестам шовинистический, экстремистский и ультраправый характер. С другой стороны оппозиционные либеральные буржуазные СМИ чуть ли не приписывают Алсынову характер народного борца.
Во-первых совершенно очевидно, что протесты в Башкирии не являются результатом работы «иноагентов». Протесты в Башкирии имеют исключительно внутренние причины и исторически связи башкирских националистических организаций с Турцией, Казахстаном и другими государствами слишком слабы.
Во-вторых, не смотря на то, что в башкирском националистическом движении присутствуют явные буржуазные шовинистические тоны, протест не имел шовинистический характер, на что как минимум указывает выкрикиваемый толпой слоган «Без кара халык!», напрямую противоречащий интерпретации суда. На народный характер протеста указывают также его массовость и спонтанность, которые в целом характерны для политических процессов в нашей стране. То, что народ встает под флагом оппозиционной либеральной буржуазии объясняется в первую очередь отсутствием возможности встать под флаг всех угнетенных. Протесты организаций Навального, к примеру, имели относительно массовый характер, но это не делает его народным лидером, так как это обусловлено отсутствием Коммунистической Партии в стране. Еще одна причина, по которой стоит разделять народный протест от националистического движения — тот факт, что ни одна башкирская националистическая организация не имеет четко сформулированной национальной программы.
В-третьих, доскональное изучение националистического движения в Башкирии заслуживает детального рассмотрения и заходит за рамки данной статьи, однако из истории организаций этого движения, таких как «Кук-Буре», «Башкорт» и других, даже на данный момент видно, что они несильно организованы, довольно малочисленны и в своей основе нерадикальны, имеют сильные либеральные тенденции, и поэтому отвечают требованиям башкирского народа лишь в той степени, в которой они борются против расточения башкирских ресурсов и великорусского шовинизма.
Обязанность каждого рабочего и активиста — поддержать прогрессивные требования башкирского народа против хищнической добычи ресурсов, против войн, против шовинистического ущемления, против уничтожения культурных мест, за свободу слова, башкирской культуры и башкирского языка. Народы всех других национальностей России дружно стоят бок о бок с народом Башкирии в его борьбе против русского империализма.
К.Ф.